Глядя на контейнеровозы, стоящие на рейде, часто задумываешься: как их туда погрузили? Как их будут разгружать? Чем? Неужели существуют механизмы, которые могут осуществлять столь сложные работы?..
Разумеется, все работы, выполняющиеся в портах, осуществляются с помощью людей - ни одна, пусть даже самая умная машина не в состоянии выполнить работу без управления человека. В портах обычно имеется два вида кранов: погрузочный (такой кран разгружает и погружает контейнеры на суда) и стакер (это специальный кран, который может складываться и перемещать контейнера по территории терминала). Кроме того, дополнительные перемещения контейнеров осуществляются с помощью грузовиков.
Многие современные порты стремятся максимально автоматизировать процесс разгрузки и погрузки: ведь автоматизация - это порядок, а порядок - это оперативность, а, следовательно, и дополнительные прибыли.
Большую важность при автоматизации процесса погрузки-разгрузки имеет информация о том, какого рода планируется судовая партия. Зная это, можно спланировать процесс, используя те площадки (стеки), которые больше подходят для данного груза.
При осуществлении действий по установке и перестановке контейнеров на стеках используются компьютерные технологии: операторы осуществляют управление подъемно-транспортными механизмами посредством компьютеров, которые связаны с сервером контейнерного терминала. Каждому контейнеру присваивается определенный код, благодаря которому определить местоположение любого контейнера на терминале можно в течение нескольких секунд.
На крупных терминалах имеются свои ж/д ветки и специальные маневренные тепловозы, которые позволяют вести погрузочно-разгрузочные работы и с контейнерами, и со специальными отдельными грузами.
При работе с контейнерами используют машины грузоподъемностью до 5 тонн (малая механизация), при разгрузке более крупногабаритных грузов требуется техника помощнее.
Как видите, работа контейнерного терминала - это сложный многоступенчатый процесс, при котором каждый мелкий нюанс должен быть учтен и принят к сведению: при сочетании максимальной технической оснащенности терминала и разумном человеческом подходе работа может быть четкой, бесперебойной и быстрой.